Ремонт и испытание изоляционных частей, дугогасительных камер, катушек контакторов и магнитных пускателей
Вышедшие из строя изоляционные детали заменяют деталями из штампованной пластмассы (гетинакс, текстолит). Для ремонта дугогасительных камер применяют фибру, так как она меньше всего подвержена действию электрической дуги. Обгоревшие от действия дуги части дугогасителъных камер заменяют, а образовавшиеся неровности на внутренней поверхности сглаживают с помощью смеси из измельченного асбеста и цемента марки 400 или 500.
Рассмотрим определение числа витков и сечения обмотки, Ремонт катушек контакторов — сложная и ответственная операция. Как правило, неисправную катушку заменяют новой. Перед изготовлением новой катушки определяют число витков ее обмотки и диаметр провода. Новое число витков должно точно соответствовать старому. Несоблюдение этого условия может привести к изменению параметров работы контактора. Выбор прежнего диаметра провода необходим для сохранения размеров катушки. Если данные о числе витков и диаметре провода катушки утеряны, пользуются каталожными обмоточными данными.
Рассмотрим пересчет обмоток с одного номинального напряжения на другое. Если необходима перемотка катушки с одного номинального напряжения на другое, то пересчет проводят так:
WJ/W2 = Ui/U2 , ОТКуда W2 = WiU2/ U]
Сечение проводов обмотки обратно пропорционально напряжениям:
S,/S2 - U2/ U] или di2/d22 = IV Ui
откуда cb = di U]/U2 , где wi и wo - число витков катушек; Ui и U2 - напряжение; Si и S2 - сечение провода; dj и d2 - диаметр провода.
Геометрические размеры катушки при пересчете остаются неизменными. Приведенная методика пересчета обмоточных данных применима для всех катушек контакторов и пускателей постоянного и переменного тока.
По конструкции катушки могут быть каркасными и бескаркасными. Каркасные катушки представляют собой каркас, изготовленный из изоляционного материала, на который намотана обмотка. Каркасы могут быть прессованные, сборные или клееные (рис. 17-1). Бескаркасные катушки (рис. 17-2) наматывают на шаблоне, а затем снимают с него и скрепляют витки.
Рис. 17-1. Каркасы катушек: а - прессованные; б - сборные; в - клееные; 1 - щека; 2 - гильза; 3 – шайба
Вышедшую из строя обмотку удаляют с каркаса следующим образом. Катушку зажимают в тиски. Чтобы не повредить каркас, между ним и губками устанавливают смягчающие прокладки. Разрезают ножом провод катушки и удаляют обмотку. Каркас бензином очищают от грязи, лака, масел и вытирают его насухо. При обнаружении на каркасе трещины ее склеивают. Для этого на чистую поверхность трещины наносят последовательно с перерывом 10—15 мин два слоя клея БФ-2. Спустя 5-10 мин после просушки на открытом воздухе стягивают трещину хлопчатобумажной лентой и сушат каркас в печи при температуре 100—110 °С в течение 2 ч. Затем снимают стягивающую хлопчатобумажную ленту.
Затем подбирают намоточный провод и начинают намотку. Конец провода на длине 5 мм зачищают от изоляции и облуживают припоем ПОС-30. В пазы каркаса устанавливают узкопроводящие клеммы и припаивают к ним конец облуженного провода. Место пайки изолируют полоской изоляции. В том случае, когда каркас не имеет токопроводящих клемм, вывод делают монтажным проводом. Для этого монтажный провод и провод намотки спаивают, место пайки изолируют и монтажный провод прибандажируют нитками к гильзе катушки, вывод можно также сделать флажковый (рис. 17-3). Сделав вывод, каркас устанавливают на намоточный станок и производят намотку катушки.
Для установки каркаса на станок в окно устанавливают оправку, которая крепится в центрах станка. В случае, если окно каркаса имеет квадратную форму, каркас можно установить, поджимая конусами. При намотке следят за правильным натяжением провода. Намотка должна быть рядовой, т. е. витки должны располагаться ровными рядами и плотно прилегать друг к другу Между слоями обмотки укладывают межслойную изоляцию из конденсаторной бумаги толщиной 0,02—0,03 мм. Второй вывод катушки делают аналогично первом}.
Бескаркасные катушки наматывают на оправку, имеющую конус 1:100 для удобства снятия катушки после намотки. Выводы выполняют из медных предварительно луженых полосок, имеющих форму, показанную на рис. 17^1. От обмотки их изолируют прокладками. Концы обмоток предварительно крепят к катушке . нитками и припаивают к выводам. Место пайки оборачивают изоляционной прокладкой, имеющей вырез для вертикальной части вывода. После намотки катушки снимают с оправки и изолируют лентами. Сначала накладывают ленты,- обеспечивающие электрическую прочность изоляции, а затем один слой ленты доя предохранения от механических повреждений.