Определение крутящего момента и построение эпюр крутящих моментов
Для определения напряжений и деформаций произвольного вала необходимо знать величину крутящих моментов на его отдельных участках.
Крутящий момент в произвольном сечении вала равен сумме внешних моментов , расположенных по одну сторону сечения.
Крутящий момент считается положительным, если при наблюдении с торца вдоль оси рассматриваемой части он стремится вращать сечение по часовой стрелке (рис. 5.5).
Рассмотрим в качестве примера построение эпюры крутящих моментов для трансмиссионного вала (рис. 5.6)
Рис. 5.5
Рис. 5.6
Разбиваем вал на участки , , .
Проведя произвольное сечение на первом участке:
, Н·м.
Для второго участка:
, Н·м.
На третьем участке рассматриваем правую часть от сечения, в котором определяем :
, Н·м.
Построенная эпюра показывает, что хотя к валу и приложен момент Н·м, наибольший крутящий момент в сечении равен лишь Н·м. Эту величину и следует использовать при расчете на прочность и жесткость.
На практике часто бывают заданы не моменты, приложенные к дискам (шкивам или зубчатым колесам), а передаваемые мощности , Вт, и частота вращения вала . Запишем зависимость между этими величинами.
В старой технической литературе использовалась единица мощности – лошадиная сила (1 л. с. ≈ 736 Вт). Если передаваемая мощность равна , л. с., то