Обзор методов теплового расчета и существующих моделей
Ii – текущее значение тока статора;
Iн – номинальный значение тока статора;
Tmax – максимальная постоянная нагрева (постоянная нагрева стали магнитопровода);
Tmin – минимальная постоянная нагрева (постоянная нагрева обмотки);
Kн – коэффициент нагрева, учитывающий составляющую превышения температуры стали в превышении температуры обмотки.
По такому же принципу в [9] рассчитывается охлаждение двигателя после отключения его от сети. Зависимость температуры от времени при охлаждении двигателя описывается следующим выражением:
png">, (1.23)
где To max – максимальная постоянная охлаждения;
To min – минимальная постоянная охлаждения;
Kо – коэффициент охлаждения.
Значение θуст определяется решением (1.19) для установившегося режима, то есть при dθ/dt=0.
По сути дела, в модели [9] двигатель так же представлен двумя телами нагрева: обмоткой статора с минимальной постоянной нагрева Tmin и сталью машины с максимальной постоянной нагрева Tmax. Недостатком данной модели является отсутствие задания начальных условий.
Самой простой тепловой моделью электродвигателя является представление его одним телом нагрева [7,8,10,11]. При этом вводятся следующие допущения:
1. Электродвигатель имеет бесконечно большую теплопроводность и, как следствие, одинаковую температуру по всему объему;
2. Количество теплоты, которым электродвигатель обменивается с окружающей средой, пропорционально разности температур двигателя и окружающей среды;
3. Тепловые параметры электродвигателя и окружающей среды постоянны и не связаны с температурой двигателя (это обстоятельство обеспечивает линейность тепловой модели).
В этом случае уравнение, описывающее нагрев двигателя:
. (1.24)
Решение этого уравнения при постоянстве потерь двигателя ΔP=const и, следовательно, постоянном установившемся превышении температуры:
, (1.25)
где Δθ(t) – текущее превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды;
Δθуст – установившееся превышение температуры двигателя;
Δθ0 – начальное превышение температуры двигателя;
Тθ=С/А – постоянная времени нагрева.
В силу того, что асинхронный двигатель представляет собой сложную термодинамическую систему, неоднородную по своим тепловым параметрам, последняя модель является довольно грубым приближением.